I Юношеский Чемпионат России по "Своей Игре"

Рекомендации по написанию вопросов
Главная    2004 (Чемпионат России)  2003 (Архив)  Форум  Гостевая
 
Новости
2004
Анонс
Регламент
О вопросах
2003
Форум
Гостевая книга
 
 
 
Рекомендации по составлению вопросов
для Юношеского ЧР по «Своей Игре»

Первым делом, если кто ещё не читал статью М. Перлина о «Своей Игре» - стоит прочитать.
Чем отличаются вопросы «Своей Игры» от разных других, например, от вопросов ЧГК? Все знают, что «Свояк» - игра больше на эрудицию, чем на логическое мышление. Но не менее заметно и отличие в форме вопросов. Вот с него и начнём.
Техническое требоваиие N1. Все вопросы должны быть утвердительными. Не надо спрашивать «Кто написал “Повести Белкина”?» Можно сказать «Он написал “Повести Белкина” и много чего ещё». Или «Перу этого русского писателя принадлежат такие повести, как “Выстрел”, “Станционный смотритель” и другие». Ещё одна возможная форма указания на предмет, который надо назвать – незаконченная фраза: «В “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” входит пять повестей – “Станционный смотритель”, “Метель”, “Выстрел”, “Гробовщик”, “Барышня-крестьянка”. А написал их…» Не стоит прямо указывать «Назовите то-то и то-то», хотя если по-другому не выходит никак, можно употребить и эту форму. Желательно, в последней – коротенькой – фразе, например, перечислить четыре повести и сказать: «Назовите последнюю».
Ещё одно выражение, очень любимое авторами вопросов «Своей Игры» - «именно он». Например, в приведенной выше незаконченной фразе можно сказать: «…А написал их именно он», или просто «…А написал их он».
Стилистическое требование N1 связано как раз с этим выражением. Не надо употреблять его слишком часто. Когда три вопроса из пяти оканчиваются словами «именно он» - это некрасиво. Пусть в каждой теме будет не более одного такого вопроса, максимум два. И остальные формы тоже повторять не стоит. «Именно он» всегда можно заменить на просто «он», на словосочетание «этот человек», или, в конце концов, убрать совсем, оставив фразу незаконченной. Конечно, можно свалить этот труд на редакторов пакета, но зачем?
Техническое требование N2. Об этом уже писал Михаил Перлин, но повторюсь, ибо важно: вопросительное местоимение (или то, что его заменяет) должно быть строго одно. Представьте, какой подлянкой окажется такой вопрос: "Он написал и сказку о золотой рыбке, и сказку о золотом петушке, но решил бросить писать сказки, прочитав рукопись этой книги". При игре с прерыванием вопроса (а по таким правилам играется большинство турниров по СИ и будет играться наш Чемпионат России) игрок нажмёт кнопку на середине вопроса и ответит «Пушкин», что ему, конечно, засчитано не будет. Даже если вопрос будет дочитан до конца, проблема остается – ведь игрок жал кнопку, рассчитывая ответить именно на первый вопрос. На него ответить просто, так как сказки Пушкина практически все читали. Это вопрос на десятку. А вот то, что Пушкин редактировал «Конька-Горбунка» и сказал «Теперь этот род сочинений мне можно оставить» - гораздо менее известный факт. Это вопрос на тридцать, а то и на сорок очков.
Кто-то говорит: «но игрок ведь знает, что рискует, не дослушав вопрос». Знает. Но риск риску рознь. Если игрок способен дать ответ на минимуме информации, и поэтому не дослушивает вопрос – это признак его ума, и это должно вознаграждаться. Но при этом он должен заранее знать, что надо ответить. Если же весь риск сводится к тому, что в вопросе может быть «второй вопрос», а может и не быть, то что мы проверяем в этом случае? Дар ясновидения? Никакой интеллект не позволит догадаться, будет в вопросе подстава или нет. Игра сводится к подбрасыванию монетки.
Поэтому двойных вопросов быть не должно. В вышеприведённом примере местоимение «он» можно заменить, например, на «знаменитый писатель».
Стилистическое требование N2 – содержание вопросов. Как отмечалось выше, вопросы СИ – это вопросы в основном на эрудицию, при этом довольно красивыми являются вопросы, в которых при наличии определённых знаний до ответа ещё можно и догадаться. Или попытаться выбрать ответ среди нескольких вероятных (но и здесь есть апелляция к знаниям, ибо простая угадайка – это не интересно). Поле для творчества огромное, особых требований здесь нет, кроме самых основных (можно более мягко назвать это пожеланиями):
- Не писать вопросов, ответы на которые очевидны (даже для детей);
- Не писать вопросов, ответы на которые вряд ли кто-то знает (даже на 50 очков);
- Не делать тем узкой направленности («Этническая идентификация подростков в условиях социального кризиса» - не стоит, а просто «Кризисы» - можно);
- Использовать название темы как подсказку, намёк, но ни в коем случае не как рамки. Не апеллировать во всех вопросах одной темы к одной и той же области знаний, а апеллировать к разным. Самые лучшие темы – в которых вокруг одного понятия объединяются совершенно разнокалиберные вопросы. Например, в теме «Море» можно обратиться и к географии (сам бог велел), и к истории (передел каких-нибудь морей), и к биологии (спросив об особенностях строения морских звёзд или породах морских свинок), и к лингвистике (происхождение каких-то навигационных терминов) и к поэзии (“Но имя Бог мне иное дал: морское оно, морское!” – помните, кто?), и к советскому кино (о переводе троицей Трус-Балбес-Бывалый выражения “Memento more” как “Моментально… в море”);
- Не спрашивать о реалиях конкретной местности (сколько трамвайных маршрутов в Перми и станций на Калужско-Рижской линии московского метрополитена. Хотя нет правил без исключений).
Нет правил без исключений, конечно; и вопросы по метро тоже будут, но всего понемножку.
Длина вопросов. Одна-две фразы. Краткость – сестра таланта.
Вопросы для раунда “Своя Игра” (раунд-аукцион). Возможно, кого-то удивляет требование сдать в вопросном взносе, помимо 35 обычных тем, ещё и 10 тем «Своя Игра». “А что их писать? Взял две темы по пять вопросов, и готово!” Но не так всё просто.
Эти вопросы, не отличаясь от обычных вопросов по форме (разве что могут быть длиннее), отличаются по содержанию и функциям. Функциональное отличие: от них зависит слишком многое, как правило, исход игры. Содержательное отличие от обычных вопросов состоит в том, что вопросы «Своя Игра» должны быть берущимися на основе в первую очередь логики и размышления, возможно, догадки. Это не значит, что эрудиция не нужна – она всегда нужна. Это значит только то, что даже если игрок не знает конкретного факта, он всё равно должен иметь реальный шанс догадаться или хотя бы угадать. Знания у всех разные, а вот догадки требовать можно ото всех. Поясню на примерах с прошлогоднего чемпионата Москвы:

Тема: Всякой твари по паре (М. Олемская)
На первый взгляд эти парные органы у большинства людей одинаковые. Но это только кажется. По мнению Милорада Павича, например, у одного и того же человека они бывают не только разного пола, но даже разного возраста.

Если кто-то Павича читал – хорошо. Если нет – нужно подумать, какие у человека есть парные органы. Глаза? Уши? Руки? Ноги? Почки? Чёткого критерия нет (и не надо – это Своя Игра, а не ЧГК), но глаза – орган самый выразительный. К тому же, они могут быть у человека разного цвета – тоже интересно… Хоть соображения и зыбкие, но правильный ответ найти помогут – это действительно глаза.

Тема: Круглая тема (М. Олемская)
Этот секрет о короле Йагупопе 77 в Королевстве Кривых Зеркал был известен всем.
Ответ: Король – круглый дурак.

Аналогичная ситуация. Надо обратить внимание на название темы, а потом подумать, какую характеристику короля (употребляемую со словом «круглый») король бы хотел так скрыть, но всё равно бы все знали…

Тема: Великобритания (Н. Анашина)
В нем поочередно располагались королевская резиденция, главная государственная тюрьма, музей и даже зоопарк.
Ответ: Тауэр.

Какие мы знаем знаменитые британские здания? Даже не зная фактов, можно догадаться.

Тема: Вокруг света (А. Лещенко)
Герой романа Жюля Верна "Вокруг света за 80 дней" выехал из Лондона 2 октября. А какого числа какого месяца он туда вернулся?

Если сосредоточиться, несложно отсчитать 80 дней от 2 октября. Но надо ещё не попасться в ловушку и вспомнить реалии книги (вот и эрудиция потребовалась). Ведь вернулся-то Филеас Фогг на день раньше, чем планировал – не двадцать первого декабря, а двадцатого!

Тема: Штык – молодец! (М. Олемская)
Что такое штык, вы знаете. О Шлаге слышали. А вот что такое штык со шлагом, если он не имеет прямого отношения ни к тому, ни к другому?
Ответ: Морской узел. (Засчитывался и просто «узел»)

А это уже пример более сложного вопроса, для старших. Его без эрудиции взять сложно. Но хорошо то, что конкретное знание здесь, будучи не очень распространённым само по себе (кто помнит названия хоть десятка морских узлов?) касается вещей в целом общеизвестных. В самом деле, ведь все знают о существовании множества хитрых морских узлов, как и о том, что эти узлы имеют разные хитрые названия (в том числе и немецкого происхождения). А там уж – кто-то мельком слышал, у кого-то возникли яркие ассоциации на звучание названия… В Москве один или два финалиста вопрос взяли.


Надеюсь, что эти советы окажутся полезными.
Удачи!

   
Используются технологии uCoz